Игры
по обучению детей раннему чтению
в старшей - подготовительной к школе группах
Воспитатель: Езикова О. В.
Игра 1. «Какое слово хотел
написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные
операции.
Материал: карточки с картинками, первый
звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что
приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок.
Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой
картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.
Игра 2. «Телевизор»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции
анализа и сравнения.
Материал: макет телевизора, в который
вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями,
например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с
картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении
телевизора и др.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям
посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого
дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют
первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых
первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.
Игра 3. «Слова-друзья»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые
звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок —
собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки,
схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе
друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
Игра 4. «Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям,
предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый
предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна,
я люблю ириски».
Игра 5. «Буквенный светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов
на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор»),
он становится в центре площадки и называет любую букву.
Остальные дети называют слова на заданную
водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не
нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит
их. Пойманный последним становится на место водящего.
Игра 6. «Как зовут детей?»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные
операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и
девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что
первый звук
картинки составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам
на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем,
как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой
картинке.
Игра 7. «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на
заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность
имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись
за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он
задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу
купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и
изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра 8. «Помоги художнику,
собери слова из картинок»
Цель: упражнять детей в выделении первого
звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные
операции.
Материал: карточки со словами, где под
каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых
соответствует букве слова и др.
Ход игры. Воспитатель говорит, что
приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв,
а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной
картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.
Игра 9. «Мамина сумка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на
заданный звук; развивать мыслительные операции, память.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель говорит, что мама
пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или
какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры,
сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.
Игра 10. «Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на
заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные
операции, память.
Материал: буквы или карточки с буквами,
которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.
Ход игры. Воспитатель читает
рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на
А (показывает карточку с буквой А), второй — на И. Как их могли звать?
Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.).
Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за
грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими
грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и
В (компот и варенье)».
Воспитатель предлагает детям самим
придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий