Конспект №1
«Знакомство: Слыш»
Цель: развитие речевого и фонематического
слуха дошкольников.
Оборудование: изображение сказочного
героя «Слыша»; музыкальные
инструменты: колокольчик, барабан, бубен, погремушка; муляжи домшних животных.
Ход НОД:
П: В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша
были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А
еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил
произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил
в большом ротике у Слыша.
Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном
лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам,
запоминал их и играл с ними.
Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов
звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на
двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом. А потом зазвенел другой
колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон
колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон
раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.
Игра «Где звенит колокольчик?» Педагог звонит в колокольчик и предлагает детям
закрыть глаза и послушать, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу,
вверху, сзади от него. Предложите ребенку открыть глаза и показать или сказать,
где звенел колокольчик.
Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши,
затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый
день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане —
«бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти-ли-ли». Вдруг
послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание
каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой
инструмент звучит.
Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?» На столе перед несколько музыкальных инструментов,
например: барабан, бубен, колокольчик, погремушку.
Предложите детям извлечь звуки из этих инструментов и
запомнить, как каждый из них звучит. Дошкольники закрывает глаза, а вы в этот
момент играете на любом инструменте. Затем предлагаете им открыть глаза и
показать или назвать, что звучало. В лесу у Слыша было несколько любимых
дорожек, у каждой дорожки была своя песенка. Когда он входил в лес, то шел по
дорожке из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга.
Потом Слыш поворачивал на песчаную дорожку. До его больших ушей доносилось
легкое шуршание теплого песка. Рядом бежал ручеек. Слыш шлепал по воде и
слушал, как весело плещется вода под его ногами.
Однажды после прогулки по журчащему
ручейку Слыш промочил ноги и заболел. Пришел доктор, выписал ему волшебный
цветочный сок и сладкие клубничные таблетки. Слыш лежал в кроватке и принимал
лекарства. Чтобы не было скучно, он стал прислушиваться к звукам, доносившимся
из окна: тут подул сильный ветер, а вот запрыгали капельки дождя по
подоконнику, зашуршали ветви деревьев, а вот запели птички. Послышались голоса
жителей сказочного города, лай собаки.
Потом Слышу послышался тихий-тихий стук молоточка:
тук-тук-тук. Это кто-то из его соседей строил себе новый красивый дом далеко на
улице. Но вдруг удары молотка стали громкими: ТУК-ТУК-ТУК. Это сосед за
стенкой прибивал гвоздик. Слыш поднял большие уши от удивления: оказывается,
звуки могут слышаться тихо и громко. И он опять услышал: «тук-тук», «ТУК-ТУК».
Игра «Громко — тихо». Педагог стучит игрушечным молоточком сперва тихо-тихо, а потом
громко, а дошкольники определяют, как звучат удары: громко или тихо. (Вместо
молотка можно использовать обычный карандаш или палочку.)
Вскоре Слыш поправился и побежал гулять на улицу. Здесь было
столько всего интересного! Слыш увидел лохматого песика, который громко лаял:
«ав-ав». Из-за дома показались рога, и он услышал: «му-му». Это соседская
корова шла гулять на лужок. На дереве щебетали птички: «чик-чирик». На окне
дома сидел большой рыжий кот и мурлыкал: «мур-мур». Слышу так понравились
голоса животных, что он стал их повторять. А потом он закрыл глаза и попытался
узнать, кто с ним здоровается. Его большие уши услышали кошку, собаку, корову,
птичку
Игра «Кто говорит?» С разными интонациями и высотой
голоса произносятся звукоподражания:
му-му, ав-ав, мяу и др. Дошкольники слушают, а потом отгадывают, кто говорит.
Если угадано, чей голос звучал, детям показывается фигурка или игрушка
соответствующего животного.
Потом Слыш побежал в лес, немного попрыгал по своим любимым
дорожкам, выбежал на волшебную полянку и прислушался. Вдалеке струился
маленький родничок: «с-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «в-в-в», комарик
пищал тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла змейка, шурша; «ш-ш-ш».
Уже наступил поздний вечер, а Слыш все слушал и слушал
волшебные звуки. С тех пор он часто приходил на лесную полянку, запоминал и
угадывал звучание разных предметов и крики животных.
Игра «Узнай по звучанию». Дети представляют, что они тоже сидят на полянке и слушают разные звуки. Педагог произносит звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и
т.д. Дошкольники отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.
Одной из любимых игр Слыша была игра в похожие слова. Эти
слова звучали почти одинаково, но отличались одним звуком. Слыш нарисовал картинки
с этими волшебными словами. Он раскладывал картинки и находил предметы: вот
удочка, а это – уточка, бочка — почка, глаза — гроза, мишка — миска. Была коза,
а стала — коса, крыса — крыша. Как только Слыш узнавал новые похожие слова, он
сразу рисовал новые картинки.
Игра «Покажи картинку». Педагог предлагает детям помочь Слышу найти нужную картинку.
Предварительно подбираются картинки с изображениями предметов, названия которых
отличаются одной буквой. Взрослый называет слова, а дошкольники показывают
соответствующие картинки.
Итог занятия: педагог задает детям вопросы по
содержанию занятия, закрепляет изученный материал.
Конспект № 2
«Звук и
буква «А»»
Цель: познакомить детей с буквой «А»
Оборудование: изображения сказочных героев; иллюстрация буквы;
пуговицы.
Ход НОД:
Педагог продолжает знакомить детей со сказкой:
— Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме
моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? — спросила
Буковка.
— Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные
звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут
Буковкой?
— Потому что я очень люблю читать и писать буквы. А помогает
мне мой волшебный карандаш.
— Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается
интересный звук. (Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничто не мешает. Губы даже сделали
воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь,
тянуть, его легко говорить.)
Задание «Произнеси звук»: дошкольники произносят звук [а] правильно, в соответствии с описанной выше артикуляцией. Следите за
правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу так понравился этот звук, что он решил описать его.
Задание «Опиши звук». Педагог попросит воспитанников помочь Слышу описать звук: «Когда мы произносим
звук [а], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» - (Воздух не
встречает никакой преграды.) Дошкольникам
объясняется, что,
если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не
встречает преграды, такой звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [а]
какой?» - (Гласный.)
Игра - «Поймай звук [а]»: хлопнуть в
ладоши только тогда, когда будет
произнесен звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а дети
«ловят» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее,
затем добавьте согласные звуки.
А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто
дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли:
«а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд,
сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Игра «Кто дольше протянет звук [а]»: наберите в грудь много воздуха, на
плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а».
Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.
П: Тогда Буковка сказала:
— А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать
букву «А».
Она достала лист бумаги и написала большую букву «А»
— А еще я знаю стихотворение про
букву «А»,— заметила Буковка.— Вот
послушай:
А — шалашик, и смотри:
Есть скамеечка внутри.
(В. Савичев)
Игра «Составь букву»: дошкольники сначала в воздухе
прописывают букву «А», а затем выкладывают ее из пуговиц.
Педагог продолжает сказку:
—
Здорово, — обрадовался Слыш. — Давай я буду слушать и произносить разные звуки,
а ты будешь писать и читать буквы!
Буковка радостно согласилась.
Итог занятия: педагог задает детям вопросы по
содержанию занятия, закрепляет изученный материал.
Конспект № 3
«Сочетание
«АУ»»
Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза
слоговых сочетаний.
Оборудование: изображения сказочных героев; иллюстрации букв «А» и
«У».
Ход НОД:
П: В лесу Слыш побежал по своей любимой дорожке из камешков.
Камни весело стучали под его ногами. А Буковка пошла по другой тропинке,
которая была покрыта травой. Сначала они видели друг друга среди деревьев, но
потом дорожки разошлись в разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида.
Слыш не растерялся, он крикнул что есть силы: «АУ»! И в ответ он услышал тихое
«ау». Это Буковка отвечала ему издалека. Они начали кричать друг другу: «АУ» —
«ау», пока не встретились на красивой лесной полянке.
Игра «Эхо». Педагог приглашает дошкольников «погулять» в воображаемом лесу
вместе с нашими друзьями, «пособирать» цветы и ягодки, «поискать» грибочки.
П: ребята, представьте, что вы заблудились в лесу, что вы
ищете друг друга.
Взрослый кричит громко «АУ», а дети отвечают ему тихо: «ау».
Затем они меняются ролями: ребенок кричит громко, а педагог отвечает ему тихо,
как эхо.
П: — Как я рада, что мы снова встретились. Я ведь почти
заблудилась в лесу, — воскликнула Буковка при встрече.
— Хорошо, что я стал тебе кричать «АУ». Я сначала долго тянул
звук [а-а-а], а потом звук [у-у-у]. Получилась песенка - «искалочка»: «ау» из
двух звуков.
Задание - «Произнеси сочетание звуков». Дошкольники повторяют вместе со
Слышем «песенку-искалочку»: а-а-у-у-у. Педагог следит за слитным произнесением
звуков — между ними не должно быть паузы.
П: — Давай я запишу себе эту песенку, чтобы не забыть ее,
если мы опять потеряемся. — И Буковка написала волшебным карандашом: А потом
еще раз прочитала песенку - «искалочку».
Пальчиковая гимнастика
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(загибаем по очереди пальчики сначала на левой, потом на
правой руке. В конце упражнения кисти
рук у должны быть сжаты в кулаки)
Игра «Нарисуй и прочитай». Сначала педагог показывает образец составления
сочетания больших печатных букв «АУ», а потом попросит детей повторить за ним,
выложив буквы из косточек.
Прочитайте слитно сочетание этих букв: А-А-У-У, предложите
ребенку прочитать так же. Следите за тем, чтобы отсутствовала пауза между
буквами «А» и «У».
Итог занятия: педагог задает детям вопросы по
содержанию занятия, закрепляет изученный материал.
Конспект № 4
«Звуки [М] и
[М'], буква «М»»
Цель: научить дошкольников правильному
произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М».
Оборудование: изображения героев сказки; иллюстрация
буквы «М»; карандаши, слоговые таблицы.
Ход НОД:
П: Прекрасным летним утром Слыш как
всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но
вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом
музыкальном инструменте:
— М-м-м, м-м-м.
Странно, — подумал Слыш, — Я
никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных
инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального
инструмента я не знаю.
Слыш вышел во двор и увидел, что в
соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.
— Что это такое? — спросил Слыш.
— Это домра. Послушай, как звучат
ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.
Слыш так заслушался, что не
заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.
— Послушай, — воскликнул Слыш, —
какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы
были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный
карандаш, взял его губками и стал их тренировать.
Упражнение для губ - «Веселый
карандаш». Дошкольники тренируют
губки вместе со Слышем: захватывают карандаш губами, затем «рисуют» в воздухе
карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги (двигаются одни
губы; ни зубы, ни язычок не помогают).
— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух.
Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят.
Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).
Задание - «Произнеси звук». Педагог просит детей произнести звук [м] правильно, в
соответствии с описанной артикуляцией, следите за верным положением губ, языка,
работой горлышка и дыханием.
П: Слыш заметил, что воздух
встречает на своем пути преграду — его не пускают губы. Потом Слыш закрыл свои
большие уши ладонями и опять произнес этот звук. Странно, но ему показалось,
что его уши звенели! Этот звук оказался звонким. Слыш решил произнести его
сначала твердо: [м], потом мягко — [м'].
Задание «Опиши звук». Дети
помогают Слышу описать звук [м]. Спросите ребенка: «Если воздух при
произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка
определить место преграды и описать ее: воздуху мешают свободно выходить изо
рта губки, они смыкаются и не пускают его. Далее спросите: «Это звук звонкий
или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями
и произнести |м]. Если ушки «гудят», звук звонкий, если не гудят — глухой.
Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите вместе с
дошкольниками, может ли этот звук быть мягким и твердым, Произносите вместе с
ребенком этот звук твердо: [м] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произносите этот звук мягко: [м'] (кулачок сжимается слабо, губки
улыбаются).
В конце выполнения упражнения
педагог просит детей дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий,
может быть твердым или мягким.
П: Затем Слыш начал ловить этот
новый звук.
Игра «Поймай звук». Дошкольники слушают звуки и хлопают в ладоши, если услышат звук [м].
Произносите разные гласные звуки и звук [м] в
медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно
ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые
звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у], [о], [м], [о].
П: А Буковка написала своим
волшебным карандашом букву «М»:
И прочитала
про нее стишок:
Взявшись за руки, мы встали и на
«М» похожи стали.
(В. Степанов)
Игра «Обведи букву». Первоначально педагог сам пишет большую печатную букву «М», читая
стихотворение. Затем малыши в воздухе пальчиком обводят, написанную взрослым
букву.
П: Потом Буковка задумалась и
весело сказала: — «М» — это мамина буква, потому что слово «мама» начинается на
звук [м].
Задание «Чтение». Дошкольники вместе с Буковкой читают слоги. Читайте их
слитно, «растягивая» гласный звук. Если дети достаточно хорошо читает слоги,
можно перейти к словам.
Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание на последующую гласную букву, чтобы при
чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: ам, ум, ом, им, ым,
эм.
Слова для чтения: ум, мама, мимо, му-му.
Итог занятия: педагог задает детям вопросы по
содержанию занятия, закрепляет изученный материал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий